Производство RDF/SRF топлива
В Европе с конца прошлого столетия практикуется выработка из ТКО и других отходов энергии, путем сжигания их в энергетических топках, цементных и металлургических печах и т.п. Фракции ТКО, представляющие энергетическую ценность, могут составлять до 25-30% от всего объема ТКО. Например, мегаполис, генерирующий 500.000т/г ТКО может обеспечивать поставку на цементный завод до 150.000т/г альтернативного топлива с энергетической ценностью, соответствующей приблизительно 75.000.000м3 природного газа.
Топливо из отходов, т.н. альтернативное топливо, (АТ), RDF (Refuse Derived Fuel) или SRF (Solid Recovered Fuel), производится из коммунальных отходов, древесины, пластика, органических отходов и т.п. путем сепарации из них наиболее калорийных горючих фракций и измельчения этих фракций как правило до 70 — 30мм. Такие отходы, как автопокрышки, высоко ценимые, например, цементниками, за их высокую калорийность, часто сжигаются целиком.
Как правило, переработчики сталкиваются с тем, что альтернативные топлива из ТКО или древесины (или деревянных ж/д шпал) имеют высокую влажность, что существенно снижает их энергетическую ценность. Как показывает практика, практически в любое время года влажность АТ, произведенных из ТКО не бывает ниже 35%, а в холодное время года часто превышает 45%. Чтобы процесс в цементной печи шел равномерно, без потерь энергии на выпаривание воды, влажность топлива не должна превышать 20%. Средняя цена на SRF с теплотворной способностью 14-16МДж и влажностью до 20%, установившаяся в Подмосковье, составляет 800 – 1200руб/т DDP цементный завод. С ростом влажности, потребитель будет пропорционально сбивать цену закупки, вплоть до условных 1руб/т SRF.
Чтобы избежать подобной ситуации, линию производства АТ целесообразно комплектовать сушильной установкой – например барабанной или ленточной сушилкой. При этом тепло, необходимое для сушки, м.б. выработано из производимого АТ. Т.о. часть АТ может быть утилизировано в устройстве генерации тепла. При грамотном подходе, операция сушки не окажет существенного влияния на экономику процесса производства АТ из ТКО.
В случае большого расстояния между производителем и потребителем АТ, топливо может быть сгранулировано на прессе-грануляторе, что существенно повысит плотность и качество топлива и снизит транспортные расходы. Конечно грануляция – это затратная операция, но поскольку процесс грануляции происходит только при влажности сырья менее 10% и стабильном составе, качественные характеристики АТ существенно улучшаются. Гранула имеет идеальную форму для подачи в печь и высокую плотность (400-500кг/м3), а значит не будет в отличие от легкого SRF разноситься ветром по цементному заводу. Рост качественных показателей делает гранулированный SRF более привлекательным для потребителя и является поводом для увеличения цены продажи.
Наша компания предлагает полный цикл работ по комплектации линий производства АТ (альтернативное топливо):
— исследование отходов и топлив, с целью определения теплотворной способности, хим.состава и прогнозирования возможных выбросов при сжигании,
— оказываем помощь заказчику в изготовлении опытных партий АТ и организации пробного сжигания,
— инжиниринг и проектирование,
— комплектация линий производства АТ оборудованием европейских и отечественных производителей, новым и бывшим в употреблении с оптимальным соотношением цена/качество.
— комплектация линий подачи АТ на печь или другое устройство сжигания АТ.
Линии производства АТ комплектуются оборудованием от проверенных и надежных отечественных и европейских производителей, что позволяет получить оптимальное соотношение цена/качество.
Твердые бытовые отходы (ТБО) являются источником вторичного сырья и ценным энергетическим ресурсом.
Мировой опыт показывает, что переработка ТБО позволяет решать одновременно и экологические и энергетические и экономические задачи.
Как видно из рисунка 1, в Германии, Голландии и других странах менее 10% ТБО отправляется на захоронение, 60% используется как вторичное сырье и 30% — как топливо.
Каждый житель населенного пункта РФ в среднем образует 0,3 тонны ТБО в год, то есть по всей стране образуется более 40 миллионов тонн. Эти отходы могут быть использованы тем или иным способом, представляя собой огромное богатство.
Вместе с тем, не переработанные ТБО являются источником больших проблем в РФ, состоящих в том, что для захоронения этих отходов используются специально выделенные территории (полигоны), которые быстро заполняются и постепенно занимают все большие пространства в стране, жизнедеятельность вокруг которых быстро затихает.
Промышленное производство, как известно, требует значительного количества энергии, и затраты на энергоносители составляют значительную часть в себестоимости товара. В частности при производстве цемента, количество электроэнергии и топлива, составляют до 60% от себестоимости конечного продукта — цемента, причем доля непосредственно топлива превышает половину этой величины. Снижение расходов топлива при производстве цемента возможно путем частичной замены минерального топлива альтернативным, получаемым из отходов. Одновременно решается экологическая проблема утилизации отходов производства и потребления.
В ЕС альтернативное топливо из отходов принято называть RDF (Refuse-Derived Fuel). В первую очередь в качестве альтернативного топлива можно рассматривать продукт переработки твердых бытовых отходов — ТБО 5 класса опасности, к которому относятся полимеры, бумага, текстиль, древесина, кожа (ГОСТ Р 54235-2010 — Топливо твердое из бытовых отходов. Термины и определения.). Автопокрышки, так же являющиеся прекрасным калорийным топливом, относятся к 4 классу опасности.
Решение проблемы организации переработки горючей части ТБО для снижения доли захоронения и получения альтернативного топлива для сжигания на цементном заводе предполагало выполнение нескольких основных требований: 1. должны быть сохранены существующее качество продукции и экологическая обстановка на цементном заводе, а также соблюдены нормы существующего экологического законодательства при работе цементного завода на альтернативном топливе. 2. цементный завод должен быть освобожден от работы с отходами, как от непрофильного бизнеса. Альтернативное топливо должно поступать на завод как товар, в сопровождении необходимых документов (сертификат соответствия), отвечать требованиям и характеристикам, необходимым для замещения минерального топлива. 3. должны быть соблюдены экономические целесообразность и взаимовыгодный интерес цементников и мусоропереработчиков.