Древесная щепа — обзор рынка
Девальвация рубля резко повысила рентабельность экспорта основных видов лесопродукции, что позитивно отразилось и на рынке топливной щепы. Экспорт этой продукции раньше был ограничен ближайшими регионами и осуществлялся, в основном, в направлении скандинавских стран.
Снижение курса рубля позволило увеличить расстояния транспортировки топливной щепы как внутри страны, так и за её пределами, что вовлекло в международную торговлю новых игроков, для которых экспорт был нерентабелен ранее.
Рассмотрим ситуацию, сложившуюся за последний год, включая последний квартал 2017 и первый квартал 2018 года. В связи с сезонностью, этот период отражает максимальные годовые значения. Проанализируем рынок хвойной и лиственной топливной щепы, которая экспортируется как раздельно, так и в смеси.
ООсновные векторы
Предсказать основные направления экспорта топливной щепы несложно. Ключевыми потребителями этого продукта являются страны Евросоюза, активно развивающие «зелёную» генерацию энергии. Нехватка собственных возобновляемых энергоносителей в странах ЕС покрывается экспортом из третьих стран.
Топливная щепа имеет ряд недостатков, ограничивающих её экспорт. Прежде всего, это низкая насыпная плотность и низкая теплотворная способность
(в купе с высокой влажностью), из-за чего её экономически эффективно транспортировать на относительно небольшие расстояния. Нужны щеповозы, количество которых на рынке ограничено. Именно ввиду этих особенностей основными потребителями российской топливной щепы являются страны Скандинавии и Балтии, ближайшие к основным лесосырьевым регионам.
За год российские производители экспортировали 244 130 тонн топливной щепы. Пиковый объём, по понятным причинам, пришёлся на зимние месяцы. Безусловный лидер потребления — Финляндия, на долю которой приходится 78% от всего экспорта. Такое положение дел определяется логистической близостью российских производителей, развитой промышленной генерацией тепловой и электрической энергии из древесной щепы в Финляндии и постоянным увеличением объёмов её потребления.
Крупнейшими европейскими потребителями возобновляемых источников энергии являются Швеция и Дания: доля возобновляемых источников энергии в этих странах превышает 60%, поэтому для них поставка топливной щепы из других стран вполне закономерна. И всё же, текущая ситуация возможна только при сложившейся валютной конъюнктуре. При укреплении рубля объёмы экспорта в эти страны существенно сократятся.
Экспорт щепы в Эстонию и Латвию, опять же, определяется их близостью к российскому рынку и требованиями Евросоюза к 2020 году довести долю генерации энергии на возобновляемых источниках до 20%.
В последние годы постепенно увеличивался экспорт в Китай в связи с ростом населения и платёжеспособного спроса на экологическую генерацию энергии. При сохранении текущих макроэкономических параметров (прежде всего, курса валют), стоит ожидать, что рост экспорта в КНР продолжится.
ТТранспортировка
До 78% всего экспорта приходится на автоперевозки: 181 100 тонн транспортируют в Финляндию, 11 000 тонн —
в Эстонию и 2 100 тонн — в Китай.
Рост экспорта в европейские страны требует дополнительного парка лесовозов, который в России сейчас развит слабо из-за недостаточного внутреннего потребления и ориентации на перевозку технологической щепы. Эти факторы существенно удорожают перевозку. В направлении Финляндии, Швеции и балтийских стран зачастую используются лесовозы покупателей или привлечённые ими транспортные компании.
Экспорт морским транспортом осуществляется в Финляндию (3 300 тонн), Швецию (23 200 тонн), Данию (9 800 тонн) и Германию (1 500 тонн).
Поставки железнодорожным транспортом осуществляются в Финляндию (6 900 тонн), Китай (3 900 тонн) и Латвию (1 000 тонн).
Можно сделать вывод, что поставки на коротком плече от российских границ осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом, а на дальнем плече — по морскому пути, комбинирующем в себе и два предыдущих. Поэтому, несмотря на то, что морской транспорт считается самым дешёвым, наличие перевалки и затрат на доставку до порта существенно снижает экономическую привлекательность такой логистической схемы.
Ключевые игроки
На экспортном рынке древесной топливной щепы нет ярко выраженной монополии. Вход открыт всем игрокам, и по этой причине их список постоянно меняется.
На рынке представлены три типа компаний-экспортёров: лесопильные и перерабатывающие предприятия, которые имеют существенные излишки топливной щепы в процессе переработки древесины; компании, перерабатывающие дрова в щепу, а также независимые производители топливной щепы, перерабатывающие дровяную древесину, закупаемую со стороны. Последний тип компаний стал активно развиваться после девальвации рубля.
Львиная доля — 80% всего экспорта — приходится на 15 крупнейших экспортёров.
Подавляющее большинство из них расположено на северо-западе России в непосредственной близости к границе с Финляндией.
Экспортёрами в Китай выступили две компании: ООО «Торговый дом РФП» и ООО «Амурская лесопромышленная компания». С китайской стороны покупатели — это Suifenhe Chenghong Economic & Ttrade Co., LTD и Suifenhe Lihua Economic & Trade Co., LTD.
В России покупатели топливной щепы представлены различными компаниями, преимущественно финскими, а также крупнейшими европейскими игроками на рынке биотоплива.
ЭЭкспортная цена
Цена на древесную топливную щепу зависит, прежде всего, от условий поставки и удалённости продавца от покупателя. Поэтому любое сравнение необходимо осуществлять с учётом этих параметров.
Цены представлены по каждой стране экспорта с указанием условий поставки и интервала колебания цен (минимальная — средневзвешенная — максимальная).
В настоящем сравнении не рассматривается качество экспортируемой щепы, так как этот показатель в данном случае слабо влияет на цену продажи. Не рассматривается теплотворная способность щепы, поскольку в рамках традиционных для России пород она будет сопоставима для всех точек отгрузки.
Цены на условиях FCA (у поставщика во дворе с загрузкой) имеют довольно большой диапазон отклонений, что связано с различной удалённостью экспортёров до конечных потребителей. Например, для условий Северо-Запада России расстояния транспортировки очень сильно отличаются. В некоторых случаях отгрузка осуществляется за 400 км, а в некоторых происходит практически на границе с Финляндией.