Мусороперегрузочная станция ТБО
Одним из путей сокращения транспортных расходов на организацию вывоза ТБО является переход к двухэтапной системе транспортировки отходов потребления с применением большегрузного транспорта.
В результате анализа зарубежного опыта внедрения двухэтапной системы вывоза отходов потребления установлено, что транспортные расходы могут быть сокращены на 40—50%. Экономичность системы двухэтапной транспортировки отходов потребления по сравнению с одноэтапным вывозом основана на возможности их перегрузки на мусороперегрузочной станции (МПС) или на комплексе сортировки из мусоровозов малой грузоподъемности на шасси КАМАЗ и МАЗ.
Двухэтапная система должна включать в себя технологические процессы:
- • сбор ТБО в местах накопления;
- • вывоз ТБО собирающими мусоровозами на мусороперегрузочную станцию (МПС);
- • перегрузка в большегрузные транспортные средства;
- • перевозка ТБО к местам их захоронения или утилизации;
- • выгрузка ТБО.
Мусороперегрузочные станции — оптимальное решение для сокращения затрат, связанных с вывозом мусора на полигоны.
При наличие МПС весь мусор из района города свозится на местную станцию, а не на полигон, что существенно сокращает транспортное плечо и расходы по транспортировке, а затем, уменьшаясь в объеме в несколько раз (до 10 раз), уже перевозится на полигон. Не требуется использования специализированных машин в качестве грузового транспорта, что повышает эффективность сбора отходов. Техники для перевозки мусора с мусороперегрузочной станции на полигон требуется значительно меньше, так как весь мусор уже спрессован и уменьшен в объеме. Стоимость доставки одного килограмма отходов уменьшается более чем в 12 раз.
Выглядит такая мусороперегрузочная станция следующим образом: стационарный пресс с окном для загрузки мусора и пристегивающимся к нему съемным контейнером и приемный бункер. Под воронкой приемного бункера, в который выгружается мусор, располагается пресс, который все прессует в съемный контейнер. После полного заполнения контейнера происходит его автоматическая смена. Полностью загруженные спрессованным мусором контейнеры вывозятся уже на полигоны. Возможно вывозить по два контейнера одной машиной (второй на прицепе).
В Москве популярна другая модель, когда для прессования используются канальные автоматические прессы, что позволяет прессовать мусор в кипы без контейнера и затем перевозить мусор обычным сорокафутовым грузовиком. Пропускная способность таких станций составляет порядка 1000 м3/ч, при условии использования одного стационарного пресса. При необходимости возможно спроектировать станцию, использующую два и более стационарных прессов. При условии полной автоматизации станции для ее обслуживания может потребоваться один человек на один стационарный пресс.
На МПС может быть использована система извлечения из ТБО утильных элементов.
Преимущества, которые даст применение МПС, зависят от решения ряда технических и организационных вопросов. В их числе выбор типа МПС и применяемого на ней оборудования, включая большегрузный мусоровозный транспорт, место расположения МПС, ее производительность и определение количества таких станций для города.
Оптимальным вариантом, на наш взгляд, может быть МПС, которая предназначена для перегрузки мусора из специализированных мусоровозов всех видов, бункеровозов (емкостью бункеров 5—8 м3) в крупногабаритные бункеры емкостью до 40 м3.
Вывоз крупногабаритных бункеров будет осуществляться автопоездом в составе тягача и прицепа с одновременной загрузкой двух единиц.
МПС представляет собой площадку с навесом (кровлей), освещением, боковыми легкими защитными стенками, оборудованную местами для установки, погрузки и вывоза крупногабаритных бункеров емкостью до 40 м3 (3 единицы и более), а также разгрузки мусоровозов и бункеровозов. Место для работы непосредственно с крупногабаритными бункерами — забетонированная площадка соответствующей конфигурации (в зависимости от количества используемых таких крупногабаритных бункеров и рельефа местности), заглубленная в землю на высоту крупногабаритных бункеров («2,2 м), включающая опорные стены и подъездные пути, и оборудованная сливом и ямой для откачки и удаления влажных отходов и мусора.
Место для разгрузки мусоровозов и бункеровозов — забетонированная (заасфальтированная) площадка на уровне земли, оборудованная для обеспечения безопасности бетонными парапетами и колесоотбойниками и оснащенная раздвижными пологами (на основе синтетических материалов) для исключения случаев попадания мусора на примыкающую территорию.
МПС представляет собой двухъярусное сооружение с разницей отметок между нижним и верхним ярусом 5—7 м. Над загрузочным отверстием пресса, стыкуемого с пресс-контейнером, находится приемный бункер, снабженный ворошителем. Ворошитель выполнен в виде сектора, установленного на боковой стенке бункера, вращающегося вокруг горизонтальной оси и соединенного с гидроцилиндром привода. Разрыхлитель ворошит находящиеся в приемном бункере отходы, исключая их слеживание и самоуплотнение, а также производит дробление крупногабаритных предметов. Уплотнитель обслуживают три сменных пресс-контейнера, вместимость каждого из них составляет 30—40 м3.
Один пресс-контейнер находится под загрузкой, другой, заполненный, ожидает своей очереди для отправки, третий установлен на шасси транспортного мусоровоза, осуществляющего вывоз ТБО.
Перестановку контейнеров осуществляют с помощью подвижных тележек, установленных на рельсах и подводимых под пресс-контейнер.